В ОКБ-1 в 1947 г. завершался оригинальный самолет, вывезенный из Германии незаконченным. Он проектировался и строился на фирме Junkers, был успешно облетан в опытном образце. История самолета началась еще в 1943 г., когда фирма взялась за проектирование и были сформулированы основные технические требования. Для сокращения времени на постройку первого опытного образца Ju 287 V1 в его конструкции были использованы основные части уже испытанных самолетов. Фюзеляж был взят с самолета He 177A, хвостовое оперение - с самолета Ju 388, а шасси позаимствовали у захваченного американского бомбардировщика В-24. Новым у самолета было только крыло, расположенное корневой хордой по центру фюзеляжа и имевшее обратную стреловидность. Силовая установка состояла из четырех ТРД Junkers Jumo 004В (по 900 кГс). Два из них были установлены по бокам НЧФ, два под крыльями. Для взлета использовались четыре жидкостных ускорителя Walter HWK 501 тягой по 1200 кГс в течение 40 секунд. Первый полет состоялся 16 августа 1944 г. на аэродроме Брандис под Лейпцигом. Во время летных испытаний была достигнута скорость 645 км/час. Полетный вес самолета составлял 20000 кг, вес пустого - 12500 кг. Второй опытный образец Ju 287 V2 к концу войны находился в стадии постройки. Он оснащался шестью ТРД BMW 003A-1. Аналогичным образом дело обстояло с третьим по счету экземпляром Ju 287 V3, который был уже предсерийным.
Предусматривали несколько вариантов самолета, различавшихся в основном расположением двигателей: 1. Два ТРД под крылом, два - по бортам НЧФ. 2. Два ТРД под крылом. 3. Четыре ТРД под крылом в двух связках по два двигателя. 4. Шесть ТРД под крылом в двух связках по три двигателя; и другие. Увеличение мощности силовой установки проводилось для достижения более высоких полетных характеристик. Например, Ju 287 V3, оснащенный шестью ТРД, должен был иметь скорость 850-860 км/час и дальность полета 6650 км с бомбовой нагрузкой 3000 кг. На всех вариантах самолета, кроме Ju 287 V1, предусматривалось убирающееся шасси.
Весной 1945 г. шестидвигательная модификация Ju 287 V2 досталась Красной Армии, как и несколько других самолетов и проектов фирмы Junkers. Немецким конструкторам было предложено довести машину и передать ее на летные испытания. Однако впоследствии завершение самолета признали ненужным, и в 1948 г. работы были прекращены, так как в это время уже были составлены новые, более высокие ТТТ. В ОКБ-1 этот самолет имел обозначение EF-131 (<131>).
Следующей работой ОКБ-1 был высотный бомбардировщик EF-140 (<140>), имевший ту же схему, но рассчитанный на трансзвуковую скорость полета, а в пределе - на сверхзвуковую, соответствующую 1,1М. В отличие от предыдущих образцов этот самолет разрабатывался в СССР, начиная с нулевого цикла. Главным конструктором бомбардировщика был Брунольф Бааде, заместителями главного конструктора - Фрайтаг и Петр Николаевич Обрубов. Начальником бюро новых проектов - Hans Wocke. Самолет был детально переработан с увеличением норм прочности и заменой шести немецких ТРД на два двигателя АМ-01 конструкции А.А.Микулина. По замыслу самолет <140> мог быть использован, помимо основного назначения, как дальний всепогодный разведчик, для чего предусматривалась подвеска фотооборудования в бомбовом отсеке. Введены две огневые точки - спаренные 23-мм пушки в обтекателях вращающихся башен, которые имели гидравлическое дистанционное управление. Кабина экипажа имела значительное остекление и хороший передний и боковой обзор; в конце остекления поверху крепились два зеркальных перископа для заднего обзора. Двигатели крепились к висячим рамам на 40% полуразмаха от оси самолета с выходом сопел под передним лонжероном крыла. Шасси трехопорное с носовым колесом, убирающееся. Элероны щелевые с аэродинамической компенсацией. Закрылки выдвижные. Для ослабления корневого срыва потока на больших углах атаки в передней кромке крыла у самого фюзеляжа были введены небольшие предкрылки.
Предусмотренные для самолета двигатели АМ-01 А.А.Микулина к сроку не поступили, и их заменили на два (советское обозначение РД-45). Причем самолет был несколько изменен в размерах и, по общему мнению, ухудшен в будущих качествах, т.к. тяга каждого ТРД уменьшилась с 3500 до 2270 кГс.
Первый полет прототипа EF-140 V1 состоялся 15 марта 1949 г. на аэродроме в Подберезье под Москвой. Ведущим инженером по постройке и летным испытаниям был Г.Н.Назаров. Ведущим летчиком-испытателем - Вольфганг Цизе, бывший шеф-пилот Германа Геринга. В одном из полетов была достигнута скорость 900 км/час.
Второй опытный самолет, имевший ряд отличий, построен не был.
|